30ноя

Рекламные услуги продавца из ЕАЭС облагаются НДС

Российские компании, приобретающие у продавцов из стран – участниц ЕАЭС рекламные услуги, вправе требовать указания в контракте суммы НДС для уплаты в российский бюджет. Письмо Минфина России от 2 сентября 2016 г. № 03-07-13/1/51483.

В комментируемом письме Минфин напомнил, что Порядок применения НДС в отношении услуг, которые оказываются российским фирмам организациями из стран – членов ЕАЭС, установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., далее - Протокол).

По правилам Протокола местом реализации рекламных услуг считается территория того государства, налогоплательщиком которого эти услуги приобретаются (пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).

Следовательно, если рекламные услуги оказывает «евразийская» организация российской компании, то эти услуги облагаются НДС.

По общему правилу, если российская фирма – покупатель приобретает товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в России, она признается налоговым агентом по отношении к инофирме. Это означает, что она должна исчислить и уплатить НДС в российский бюджет за «иностранца» (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Однако порядок исчисления и уплаты НДС покупателями, которые выполняют функции налогового агента, Протоколом не предусмотрен. Значит, российские налоговые агенты должны в этом случае руководствоваться положениями Налогового кодекса. А именно, правилами статьи 161 кодекса, нормы которой устанавливают особенности расчета НДС налоговыми агентами.

Так, например, при приобретении товаров, работ или услуг у иностранной компании, которая не зарегистрирована в российской налоговой инспекции, налоговая база определяется как сумма дохода «иностранца» от реализации с учетом НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ). В свою очередь доход иностранной компании определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), увеличенная на сумму НДС, которую налоговый агент должен заплатить в бюджет.

Отсюда вывод - российские организации, приобретающие у продавцов из стран – участниц ЕАЭС рекламные услуги, вправе требовать указания в контракте суммы НДС для уплаты в российский бюджет.

Более того, если в контракте с иностранной организаций сумма НДС не предусмотрена, российская фирма вправе исчислить ее самостоятельно. То есть увеличить стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) на сумму налога.