30ноя

С 15 ноября по федеральным дорогам тяжеловесным свыше 12 тонн автомобилям бесплатно не проехать

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес новую статью 179.4. Дорожные фонды. В связи с этим с 15 ноября 2015 года вводится запрет на движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Запрет не распространяется на платные автомобильные дороги и платные участки автомобильных дорог.

Плата уплачивается владельцами транспортных средств. Ее не платят в отношении:

  • транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автомобилей-фургонов;
  • специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых в деятельности пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  • специальных транспортных средств, осуществляющих перевозку вооружения и военной техники.

Порядок взимания платы и ее размер установлен Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504. Оно действует с 1 ноября 2014 года. Размер платы - 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам.

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2015 года № 1191 установлено, что до 29 февраля 2016 г. включительно к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, применяется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно - 0,82

Как учесть плату за возмещения вреда федеральным дорогам)

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес новую статью 179.4. Дорожные фонды. В связи с этим с 15 ноября 2015 года вводится запрет на движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Запрет не распространяется на платные автомобильные дороги и платные участки автомобильных дорог.

За что и сколько платим

Разрешенная максимальная масса транспортного средства – это значение массы снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанной в ПТС (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой, кроме седельного тягача, для которого применяется значение массы без нагрузки, указанной в ПТС.

Плата уплачивается владельцами транспортных средств. Ее не платят в отношении:

  • транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автомобилей-фургонов;
  • специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых в деятельности пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  • специальных транспортных средств, осуществляющих перевозку вооружения и военной техники.

Порядок взимания платы и ее размер установлен Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504. Оно действует с 1 ноября 2014 года. Размер платы - 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам.

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2015 года № 1191 установлено, что до 29 февраля 2016 г. включительно к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, применяется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно - 0,82

Как учитываем в бухучете

Транспортные компании в бухучете учитывают сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта и иные аналогичные платежи и сборы в прочих расходах по обычным видам деятельности по статье «Общехозяйственные расходы» (накладные расходы) согласно Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта (утв. Минтрансом РФ 29 августа 1995 г.). Они распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), приходящихся на каждый из видов перевозок. Другими словами, сборы являются косвенными расходами, распределяемыми на основные виды услуг транспортной компании.

В то же время, исходя из Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» дорожные сборы и платежи в основном касаются перевозок грузов. Поэтому их не следует распределять на перевозки пассажиров. Это следует закрепить в учетной политике.

Коротко о налоговом учете

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная плата учитываются в составе прочих расходов на основании статьи 264 Налогового кодекса при условии соответствия таких расходов критериям, установленным статьей 252 кодекса.

В налоговую базу по НДС суммы платы не включаются (письмо Минфина России от 6 октября 2015 г. № 03-11/57133).

При применении УСН указанная плата в состав расходов не включается, поскольку не относится к налогам и сборам, перечисленным в статьях 13 - 15 Налогового кодекса, принимаемым к учету на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 кодекса.